Европейский опыт нотификации

Основным нормативным документом, регулирующим использование строительной продукции в странах Европейского союза является «Регламент ЕС № 305/2011 Европейского парламента и Совета об установлении гармонизированных условий для распространения строительной продукции на рынке и отмене Директивы 89/106/ЕЕС» (Регламент 305/2011/ЕЕС).
В Главе VII Регламента изложены основные принципы нотификации, которыми должны руководствоваться страны ЕС при  назначении органов по оценке соответствия на данный регламент.
Для применения Регламента 305/2011/ЕЕС в странах ЕС, каждая страна, как правило, разрабатывает дополнительные принципы по процедуре назначения нотифицированных органов под регламент  с учетом национальных особенностей страны.

Приложения:
· Глава VII Регламента 305/2011/ЕЕС «Нотифицированные органы и осуществление нотификации органами власти».
· Руководящие принципы назначения нотифицированных органов Великобритании под Регламент для строительной продукции.
· Список нотифицирующих органов ЕС под Регламент для строительной продукции 305/2011/ЕС.

Клюбанова Ирина Николаевна
Руководитель Информационной службы Комитета РСПП
по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
109240, Россия, г.Москва, ул. Котельническая наб., д. 17, оф. 300-303
Тел./факс: (495) 663-04-50
Сайт Комитета: http://www.rgtr.ru/

ГЛАВА VII
Нотифицированные органы и осуществление нотификации органами власти 

Статья 39 Нотификация
Государства-члены уведомляют Комиссию и другие государства-члены, органы, уполномоченные выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности согласно настоящему Регламенту (далее именуемые  «нотифицированные органы»).

Статья 40 Уведомление властей
1. Государства-члены назначают нотифицирующий органа, который несет ответственность за создание и проведение необходимых процедур по оценке и уведомлению органов, уполномоченных выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности для целей данного Регламента и для контроля за нотифицированными органами, включая соблюдение статьи 43.
2. Государства-члены могут решить, что оценка и мониторинг, упомянутые в пункте 1 должны осуществляться национальными органами по аккредитации в смысле и, согласно Регламенту № 765/2008/ЕЕС.
3. Если нотифицирующий  орган делегирует или иным образом поручает проведение оценки, нотификацию или мониторинг процедур, упомянутых в пункте 1 органу, который не является государственным органом, то этот орган должен быть юридическим лицом и должен соответствовать требованиям mutatis mutandis, изложенным в статье 41. Кроме того, он должен иметь механизмы для покрытия обязательств, вытекающих из его деятельности.
4. Нотифицирующий орган несет полную ответственность за выполнение задач, выполняемых органом, упомянутых в пункте 3.

Статья 41 Требования, касающиеся уведомления властей
1. Нотифицирующий орган должен определяться таким образом, чтобы избежать конфликта интересов с нотифицированными органами.
2. Нотифицирующий орган должен быть организован и управляется таким образом, чтобы гарантировать объективность и беспристрастность  своей деятельности.
3. Нотифицирующий орган должен быть организован таким образом, чтобы каждое решение, касающееся нотификации органа, предусматривало разрешение выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства характеристик. Процедуры должны выполняться компетентными лицами, иными, чем те, которые провели оценку.
4. Нотифицированный орган не предлагает и не осуществляет деятельность, выполняет нотифицированными органами, и не оказывает консультационных услуг на основе коммерческого или конкурентного интереса.
5. Нотифицированный орган должен гарантировать конфиденциальность полученной информации.
6. Нотифицированный орган должен иметь достаточное количество квалифицированного персонала в своем распоряжении для надлежащего выполнения возложенных на него задач.

Статья 42 Обязательства Государств-членов
Государства-члены информируют Комиссию о принятых национальных процедурах оценки и нотификации органов, которым разрешено выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности и мониторинга нотифицированных органах, а также о любых изменениях в законодательстве по нотификации.
Комиссия делает эту информацию общедоступной.
Статья 43 Требования к нотифицированным органам
1. Для целей нотификации, нотифицируемый орган должен отвечать требованиям, изложенным в пунктах 2-11.
2. Нотифицированный орган учреждается в соответствии с национальным законодательством и обладают правосубъектностью.
Он не может быть установщиком, покупателем, владельцем, пользователем строительной продукции, которую он оценивает, или уполномоченным представителем какой-либо из перечисленных сторон. Это не препятствует использованию продукции для проведения  необходимых операций в качестве нотифицированного органа или использованию товаров в личных целях.
Нотифицированный орган, его органы управления и руководящий персонал, отвечающий за выполнение задач третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности не должны непосредственно участвовать в разработке, производстве или строительстве, маркетинге, установке, использовании или техническом обслуживании строительной продукции, или являться любой из сторон, участвующих в этих мероприятиях. Они не должны заниматься какой-либо деятельностью, которая может влиять на независимость суждений и добросовестность, связанную с деятельностью, на осуществление которой они были нотифицированы. Это, в частности, применяется к оказанию консультационных услуг.
Нотифицированный орган обеспечивает условия для того, чтобы деятельность его филиалов или субподрядчиков не влияла на конфиденциальность, объективность и беспристрастность деятельности в области оценки и/или проверки.
3. Нотифицированный орган и его персонал должен выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства деятельности с высокой степенью профессиональной добропорядочности и необходимой технической компетентностью в конкретной области и должен быть свободен от давления, особенно финансового, которое может повлиять на принятие решения или результаты оценки и/или проверки деятельности, особенно лиц или групп лиц, заинтересованных в результатах этих мероприятий.
4. Нотифицированный орган должен быть способен выполнять все задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства исполнения возложенных на него задач в соответствии с приложением V, в отношении которых он был нотифицирован. Данные задачи он выполняет самостоятельно, от своего имени и под свою ответственность.
5. Нотифицированный орган должен быть органом третьей стороны и быть независимым от организации или строительной продукции, которую он оценивает. Орган, являющийся членом бизнес ассоциации или профессиональной федерации, представляющих интересы участвующих в разработке, производстве, сборке, использовании или техническом обслуживания строительных изделий компаний, которые он оценивает, может получить статус нотифицирующего, при условии, что продемонстрировал свою независимость и отсутствие любого конфликта интересов.
6. Нотифицированный орган, его органы управления и руководящий персонал, отвечающий за выполнение задач третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности не должны иметь отношение к разработке, производству, поставке на постоянной основе для каждой системы оценки и контроля постоянства деятельности и для каждого вида или категории строительной продукции, на оценку основных характеристик которой он был нотифицирован. Нотифицированный орган должен иметь в своем распоряжении следующее:
(а) необходимый персонал обладающий  техническими знаниями и достаточным  надлежащим опытом для выполнения задач третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности;
(b) необходимые описания процедур, согласно которым осуществляется оценка производительности, обеспечивается прозрачность и способность воспроизводства этих процедур; он должен иметь соответствующую политику и процедуры, для различения задач, которые он осуществляет как нотифицирующий орган и другими мероприятиями;
(c) необходимые процедуры для выполнения своей деятельности должным образом за счет размера предприятия, сектора, в котором он работает, его структуры, степени сложности рассматриваемой технологии продукции и массового или последовательного характера производственного процесса.
Нотифицированный орган должен иметь средства, необходимые для выполнения технических и административных задач, связанных с деятельностью, на проведение которой он нотифицируется соответствующим образом и иметь доступ ко всему необходимому оборудованию или услугам.
7. Персонал, ответственный за проведение деятельности, применительно к которой орган был нотифицирован, должен отвечать следующим требованиям:
(а) пройти техническое и профессиональное обучение, охватывающих все задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства деятельности в соответствующей области, на которую орган был нотифицирован;
(b) удовлетворительное знание требований проведения оценок и проверок, которые он осуществляет и достаточные полномочия для выполнения таких операций;
(c) соответствующие знания и понимание применимых унифицированных стандартов и соответствующих положений постановлений;
(d) способности, необходимые для выдачи сертификатов, формирования отчетов и докладов, демонстрирующих, что оценка и проверка проводились.
8. Персонал нотифицированного органа обязан соблюдать профессиональную тайну в отношении всей информации, полученной для выполнения своих задач, изложенных в приложении V, за исключением тех, которые относятся к полномочиям  компетентных административных органов государства-члена, в котором  осуществляется деятельность нотифицирующего органа Имущественные права должны быть защищены.
9. Нотифицированный орган должен участвовать в, или обеспечить участие персонала, проводящего оценку, в соответствующих мероприятиях по стандартизации, и деятельности группы координирующих нотифицирующих органов, созданных  согласно настоящим правилам. Он должен  применять в качестве общего руководства административные решения и документы, подготовленые в результате работы этой группы.
Статья 44 Презумпция соответствия
Нотифицированный орган, уполномоченный выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности, которые он проверяет в соответствии с критериями, изложенными в соответствующих гармонизированных стандартах или их частях (ссылки на которые были опубликованы в Официальном журнале Европейского Союза). Предполагается, что он должен соответствовать требованиям, изложенным в статье 43, в той мере, в какой применимы гармонизированные стандарты, охватывающие эти требования.
Статья 45 Дочерние компании и субподрядчики нотифицированных органов
1. Если нотифицированный орган привлек на  субподряд для выполнения конкретных задач, связанных с выполнением функций третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности другие организации или привлекает в этих целях дочерние компании, он должен обеспечить, чтобы субподрядчик или дочерние организации удовлетворяли требованиям, изложенным в статье 43 и соответствующим образом проинформировать нотифицирующий орган.
2. Нотифицированный орган несет полную ответственность за выполнение задач, выполняемых субподрядчиками или дочерними компаниями везде, где они установлены.
3. Беспристрастность нотифицированного органа, должна быть гарантирована на уровне руководящих органов управления и персонала, проводящего оценку. Уровень вознаграждения нотифицированного органа и его  руководящих органов и персонала, проводящего оценку, не должен зависеть от количество осуществляемых оценок или результатов таких оценок.
4. Нотифицированный орган должен застраховать ответственность соответствии с национальным законодательством государства-члена, или само государство-член несет прямую ответственность за оценку и/или проверку, выполняемую нотифицированным органом.
5. Субподрядный договор или проведение оценки дочерней компанией может осуществляться только с согласия клиента.
6. Нотифицированный орган должен хранить в предоставлять в распоряжение нотифицирующего органа соответствующие документы, касающиеся оценки квалификации любого субподрядчика и вспомогательных задач, проводимых такими сторонами, в соответствии с приложением V.
Статья 46 Использование средств вне испытательной лаборатории нотифицированного органа
1. По просьбе завода-изготовителя и, если это оправдано с технической, экономической или материально-технической точек зрения, нотифицированные органы могут решить, что для проведения испытаний, предусмотренных в приложении V,  систем оценки и контроля постоянства производительности по схемам 1 +, 1 и 3 и, если такие испытания проводятся под их контролем, либо на производстве, возможно использование испытательного оборудования внутренней лаборатории завода-изготовителя или, с предварительного согласия производителя, внешней лаборатории.
Нотифицированные органы, осуществляющие такие испытания специально назначаются компетентными органами, и должны располагаться вдали от собственных аккредитованных испытательных объектов.
2. До проведения этих испытаний нотифицированный орган должен проверить и оценить соответствие требованиям метода испытания:
(а) испытательного оборудования, гарантируемость системы соответствующей калибровки и прослеживаемости измерений;
(b)  обеспечение качества результатов испытаний.
Статья 47 Приложения для нотификации
1. Орган, уполномоченный выполнять задачи третьей стороны в процессе оценки и проверки постоянства производительности, должен подать заявку, уведомить нотифицирующий орган  государства-члена, в котором он создан.
Статья 48 Процедура нотификации
1. Нотифицирующий орган власти может нотифицировать только те органы, которые удовлетворяют требованиям, изложенным в статье 43.
2. Он уведомляет Комиссию и другие государства-члены, с использованием средств электронного уведомления, разработанных и подконтрольных Комиссии.
Исключительно для случаев, изложенных в пункте 3 приложения V, для которых не доступен соответствующий электронный инструмент, возможно направить копию уведомления.
3. Уведомление о нотификации должно включать подробные выполняемые функции, ссылки на соответствующие согласованные технические спецификации, изложенные в приложении V, основные характеристики, для  проверки которых орган является компетентным.
Однако ссылки на соответствующие согласованные технические спецификации не требуются в случаях, изложенных в пункте 3 приложения V.
4. Когда уведомление о нотификации основывается не на свидетельстве об аккредитации, упомянутом в статье 47(2), нотифицирующий орган должен представить Комиссии и другим государствам-членам все документальные свидетельства, доказывающие компетентность нотифицируемого органа и подтверждающие механизмы для обеспечения, того, что орган будет регулярно контролироваться и будет по-прежнему удовлетворять требованиям, изложенным в статье 43.
5. Соответствующий орган может выполнять деятельность нотифицированного органа, только если нет возражений со стороны Комиссии или другого государства-члена в течение 2 недель с момента запроса на нотификацию, если используется сертификат аккредитации или в течении 1 месяца после направления запроса на нотификацию, если сертификат аккредитации не используется.
Только такой нотифицированный орган может считаться отвечающим требованиям данного Регламента.
Только такой орган должен рассматриваться, как нотифицированный.
6. Приложения должны сопровождаться описанием деятельности и выполнения процедур оценки и/или проверки, для которых орган считается компетентным согласно сертификату аккредитации, если таковой существует, выданному национальным аккредитационным органом по смыслу Регламент № 765/2008/ЕЕС, подтверждающим, что данный орган удовлетворяет требованиям, изложенным в статье 43.
7. Если соответствующий орган не может предоставить свидетельство об аккредитации, нотифицированный орган обязан предоставить все документальные доказательства, необходимые для проверки, признания и регулярного контроля за его соблюдением требований изложенных в статье 43.
8. Комиссия и государства-члены должны уведомляться о любых последующих соответствующих изменений к выданному свидетельству о нотификации.
Статья 49 Идентификационные номера и списки нотифицированных органов
1. Комиссия, присваивает идентификационный номер каждому нотифицированному органу.
Она должна назначить один такой номер, даже когда орган нотифицируется под несколько Директив ЕС.
2. Комиссия обнародует список органов, нотифицированных согласно настоящим правилам, включая идентификационные номера, которые были выделены им и мероприятия, для выполнения которых они были нотифицированы, особенно с помощью инструмента электронных уведомлений, разработанного и контролируемого Комиссией.
Комиссия обеспечивает, чтобы этот список поддерживался в актуальном состоянии.
Статья 50 Изменения в нотификации
1. Если нотифицирующий орган удостоверился или был проинформирован о том, что нотифицированный орган более не отвечает требованиям, изложенным в статье 43, или что он не выполняет свои обязательства, нотифицирующий орган должен ограничить, приостановить или отозвать нотификацию, в случае необходимости, в зависимости от серьёзности ситуации. Он немедленно информирует Комиссию и другие государства-члены соответственно, инструмента электронных уведомлений, разработанного и контролируемого Комиссией.
2. В случае отмены, ограничения или приостановления действия уведомления или если нотифицированный орган прекратил свою деятельность, нотифицирующие органы государства-члена принимают соответствующие меры для обеспечения, того, чтобы что файлы этого органа либо обрабатывались другим нотифицированным органом или оставались доступными для органов по надзору за рынком по запросу.
Статья 51 Проблема компетенции нотифицированных органов
1. Комиссия должна расследовать все случаи, если есть сомнение относительно компетенции нотифицированного органа или продолжение выполнения нотифицированным органом требований и обязанностей, на которые он был нотифицирован, или сомнение в его деятельности доводится до  сведения Комиссии,
2. Нотифицирующий орган государства-член обеспечивает предоставление Комиссии, по запросу, всю информацию, связанную с основой для нотификации или поддержания компетенции соответствующего органа.
3. Комиссия обеспечивает, чтобы вся конфиденциальная информация, полученная в ходе ее расследований оставалась конфиденциальной.
4. Когда Комиссия констатирует, что нотифицированный орган больше не соответствует требованиям, предъявляемым по условиям нотификации, она соответствующим образом информирует нотифицирующий орган государства-члена и просит его принять необходимые меры по исправлению положения, включая отмену нотификации, в случае необходимости.
Статья 52 Оперативные обязательства нотифицированных органов
1. Нотифицированные органы осуществляют задачи третьей стороны в соответствии с схемами оценки и контроля постоянства деятельности, предусмотренными в приложении V.
2. Оценки и проверки постоянства исполнения осуществляются согласно принципам  прозрачности в отношении производителя и на пропорциональной основе, избегая ненужного бремени для экономических операторов. Нотифицированные органы осуществляют свою деятельность, принимая во внимание размер предприятия, сектор, в котором оно работает, его структуру, степень сложности рассматриваемой технологии продукции и массовый или последовательный характер процесса производства.
Поступая таким образом, нотифицированные органы тем не менее соблюдают степень строгости, необходимую для контроля продукции согласно по настоящему Регламенту и роли, которую они играют в выполнении всех основных требований к строительным работам.
3. Если, в ходе первоначальной инспекции производства и заводского производственного контроля, нотифицированный орган считает, что производитель не обеспечивает постоянство характеристик выпускаемой продукции, он требует от производителя принять соответствующие меры по исправлению положения и не выдает свидетельство.
4.  Если, в процессе мониторинга деятельности, направленной на проверку постоянства характеристик выпускаемой продукции, нотифицированный орган считает, что строительная продукция больше не обладает такой же производительностью, что изменился тип продукции, он требует от производителя принять соответствующие меры по исправлению положения и должен приостановить или отозвать свое свидетельство, если это необходимо.
5. Когда не принимаются меры по исправлению положения, или не возымели требуемого эффекта, нотифицированный орган должен ограничить, приостановить или отменить действие любых свидетельств, в соответствующих случаях.
Статья 53 Обязательства нотифицированных органов
1. Нотифицированные органы информируют нотифицирующий орган о следующих случаях:
(а) любой отказ в выдаче, ограничение, приостановление или отзыв свидетельства о нотификации;
(b) любые обстоятельства, затрагивающие сферу и условия нотификации;
(c)  о любом запросе по получению информации об оценке или проверке постоянства  производительности, которые они получили от органов по надзору за рынком;
(d)  выполнение сторонних задач  на подтверждение  соответствия, оценку и контроль постоянства деятельности, осуществляемой в рамках сферы нотификации и любой другой деятельности, включая трансграничную деятельность и субподряд. Информация предоставляется по запросу.
2. Нотифицированные органы должны предоставить другим  нотифицированным органам  согласно настоящему Регламенту информацию о выполнении аналогичных задач в качестве третьей стороной в соответствии со схемами оценки и контроля постоянства производительности  для строительной продукции, охватываемых  гармонизированными техническими спецификациями с соответствующей информацией по вопросам, касающимся негативных и, по запросу, положительных результатов этих оценок и/или проверок.
Статья 54 Обмен опытом
Комиссия обеспечивает организацию обмена опытом между национальными органами государств-членов  и отвечает за политику по нотификации.
Статья 55 Координация нотифицированных органов
Комиссия обеспечивает, чтобы нотифицированные органы работал  должным образом путем создания координационных групп нотифицированных органов для обеспечения надлежащей координации и сотрудничества между органами, нотифицированными согласно статье 39.
Государства-члены обеспечивают, чтобы нотифицированные органы обеспечили  участие в работе этой группы, непосредственно или с помощью назначенных представителей, или обеспечивают, чтобы представители нотифицированных органов информировались о работе группы.

Руководящие принципы о назначении нотифицированных органов Великобритании под Регламент для строительной продукции (Регламент 305/2011/ЕЕС)
Выпущены Департаментом общин и местных органов власти, Июль
2011 г., с дополнениями 2015 года.

1. Введение
1.1.Эти руководящие принципы описывают требования, применяемые в Соединённом Королевстве для оценки, назначения и уведомления органов для исполнения целей Регламента ЕС для строительной продукции (Регламент 305/2011/ЕЕС).
Текст документа был принят Европейским парламентом и Советом 9 марта 2011 года и опубликован в официальном журнале, в номере L 088 от 4 апреля 2011, на страницах 5-43. Руководящие принципы применяются в Европейском союзе и в других странах Европейской экономической зоны (ЕЭЗ), которые имплементирует  текст этого документа в качестве национальных законодательных правил.
1.2.Регламент вступил в силу в апреле 2011 года, но большинство статей,  применяются с 1 июля 2013 года. Данные руководящие принципы применяются непосредственно в законодательстве Великобритании, и поэтому в отличие от Директивы,  не требуется транспонирования положений в другие документы, действующие в Великобритании[1].
1.3.Статья 40.1 Регламента требует от государств-членов назначить нотифицированный орган. В Великобритании за это отвечает Департамент общин и местных органов власти. В соответствии со статьей 40.2, Служба аккредитации Соединенного Королевства (UKAS) обязуется  проводить аккредитацию и мониторинг нотифицированных органов в Великобритании.
1.4.Эти руководящие принципы предназначены для установления принципов работы нотифицированных органов в соответствии с Директивами Нового подхода и законодательными нормами ЕС и были основаны на шаблоне, подготовленном Департаментом по делам бизнеса, инноваций и обучения. Для получения информации о других директивах Нового подхода, см
http://www.bis.gov.UK/Policies/Business-Sectors/Environmental-and-. Эти руководящие принципы являются актуальными на момент публикации. Они будут обновляться по мере необходимости.
Назначение и нотификация органов для проведения  маркировки знаком  CE строительной продукции.
1.5. Назначение и нотификация строительной продукции наиболее часто осуществляется на соответствие гармонизированным стандартам. В гармонизированных стандартах установлена область маркировки CE в соответствии с постановлением от 1 июля 2013, согласно которому определена вся продукция, подпадающая под сферу действия опубликованных гармонизированных стандартов, на которую производитель должен получить маркировку СЕ, чтобы поставлять продукцию на рынок  Великобритании. До июля 2013 года получение маркировки СЕ на строительную продукцию было добровольным.
1.6.Строительная продукция означает «любой продукт или комплекс продуктов, который подготавливается для выпуска на рынок или уже выпущен на рынок [Европейского союза]  и предназначен для выполнения на постоянной основе строительных работ или их части и технические характеристики которого влияют на производительность строительных работ или сказываются на основных требованиях, предъявляемых к строительным работам» (статья 2.1).
1.7.В Приложении V настоящих Руководящих принципов изложены пять систем аттестации и контроля постоянства характеристик строительной продукции (в дальнейшем именуемые «системы»). Все, кроме одной из этих систем требуют участия третьей стороны – органов по оценке соответствия. Положение определяет три вида органов по оценке соответствия, относящихся к третьей стороне:
■ Органы по сертификации продукции.
■ Органы, осуществляющие заводской контроль производства.
■ Лаборатории.
1.8.Как только гармонизированный стандарт на продукцию публикуется в официальном журнале ЕС, органы по оценки соответствия могут получать уведомления для проведения соответствующей оценки задач, предусмотренных в стандарте, а производители могут подавать заявки на маркировку их продукции знаком СЕ.
1.9. Третьей стороной признаются органы по оценке соответствия государства-члена, имеющие соответствующие соглашения о взаимном признании с органами других государств-членов. Эти органы, представляющие третью сторону, после оценки их компетентности и назначения Государственным секретарём, уведомляют Европейскую Комиссию и получают статус «Нотифицированных Органов».
1.10.Гармонизированные стандарты и виды деятельности, для которых орган по оценке соответствия становится нотифицированным  публикуются на сайте Европейской Комиссии  и в электронной информационной системе (NANDO[2]) и обновляются по мере  изменения области нотификации. Первоначальная область нотификации также указана в письме о назначении. Письмо  также включает в себя методы испытаний, которые нотифицированная испытательная лаборатория была назначена проводить первоначально как компетентный орган, осуществляющий испытания в целях исполнения требований под гармонизированный стандарт на продукцию. Государственный секретарь  общин и местных органов власти в настоящее время несет ответственность за назначение нотифицированных органов в Соединенном Королевстве для выполнения функций, упомянутых выше и для уведомления Европейской Комиссии и других членов ЕЭЗ.
CE маркировка товаров, не подпадающих в область действия гармонизированных стандартов.
1.11. Регламент на строительную продукцию также предусматривает возможность (но не обязанность) для производителей ставить маркировку СЕ  на строительные материалы, которые не охвачены или не полностью охвачены  гармонизированными стандартами (некоторые инновационные продукты, например). Производитель такой продукции может применять  Европейскую техническую оценку, которая подразумевает другую схему получения маркировки CE. Европейская техническая оценка основана на Европейских документах по оценке3]. Оба эти документа подготовлены органами по технической оценке[4].
1.12. Органы по технической оценке также назначаются государствами-членами и уведомление об этом направляется в Европейскую Комиссию, для обеспечения их компетентности осуществлять мероприятия по оценке в качестве третьей стороны. Однако на эти органы распространяются различные критерии (указаны в приложении IV постановления) и несколько иной процесс оценки, аккредитации и назначения.
1.13. Если у вас есть вопросы о процессе назначения в качестве технического органа оценки обращайтесь Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
2. Критерии и назначение.
2.1.Организации, желающие получить статус нотифицированного органа в Великобритании, должны отвечать требованиям изложенным в главе VII (в частности статье 43) Регламента о строительной продукции 305/2011/ЕЕС. Следует, однако, отметить, что соблюдение требований в отношении назначения не приведет автоматически к  получению статуса нотифицированного органа, этот вопрос остается на усмотрение государственного секретаря. Следует также упомянуть пункт 3.13 этой рекомендации относительно механизмов страхования.
2.2. Чтобы иметь право на получение статуса нотифицированного органа в  Великобритании для целей Регламента305/2011/ЕЕС, заявитель должен быть юридическим лицом Великобритании. Заявитель должен контролировать процесс управления, иметь технические возможности и выполнять свои функции по окончательной оценке в пределах юрисдикции Соединенного Королевства. Он может проводить технические мероприятия, или иметь возможность проводить технические мероприятия от своего имени за пределами юрисдикции Соединенного Королевства.
Применение требований UKAS
2.3.Заявителям будет необходимо, в первую очередь, сделать заявку на аккредитацию в UKAS.
2.4. Приложения должны быть представлены с использованием соответствующей формы UKAS (AC1 АС4 - доступна для загрузки с веб-сайта UKAS на www.ukas.com) в зависимости от стандарта, на который требуется аккредитация. Заявителям следует указать конкретные виды деятельности, на выполнение которых они желают быть назначены. UKAS будет оценивать кандидатов согласно стандартным тарифам на несение расходов на выполнение деятельности по аккредитации в соответствии с положениями настоящих руководящих принципов. UKAS установил процедуры для обработки жалоб или апелляций, связанных с деятельностью по оценке.
2.5.В то же время по утверждению UKAS, для аккредитации заявителю будет необходимо отправить копию в Департамент. Это обеспечит заблаговременное уведомление Государственного секретаря о намерении получить назначение.
Обращение в  DCLG (Департамент общин и местных органов власти) для нотификации
2.6.После того, как UKAS завершит процедуру  оценки и аккредитации, он  выдаст свидетельство об аккредитации как назначенного органа. Назначенный орган должен затем подать заявку для нотификации в Департамент. Приложение должно описывать системы, деятельность и продукцию, для которых назначенный орган желает быть нотифицирован и должно сопровождаться свидетельством об аккредитации и документом об окончательной оценке, выданным UKAS и доказательством страхового покрытия заявителя (см. пункт 3.13). Департамент может запросить дополнительную информацию у UKAS об аккредитации заявителя по мере необходимости.
2.7.Государственный секретарь затем принимает решение о нотификации на основе всех этих доказательств. Если он считает, что заявитель подходит для нотификации в соответствии с постановлением, государственный секретарь выдаст письмо о нотификации.
2.8.Точные условия нотификации будут изложены в отдельных письмах о нотификации, но они будут включать условия, на выполнение которых заявитель должен дать свое согласие:
■ принять участие в координации деятельности в Великобритании и на Европейском уровне;
■  проходить проверки на ежегодной основе или через  любые временные интервалы, которые Департамент посчитает целесообразными;
■ полная переоценка каждые четыре года или в любые временные интервалы,  которые считаются соответствующим Департаментом.
Получив согласие с условиями письма о нотификации, Департамент  уведомит Европейскую Комиссию и других членов ЕЭЗ о назначении нотифицированного органа. Обозначение в качестве нотифицированного органа  вступит в силу через две недели после уведомления, при  условии, отсутствия возражений со стороны государств-членов ЕС, Европейской комиссии или члена ЕЭЗ, и будут подтверждены на тот момент.
2.9 Повторная оценка и наблюдение за работой будут осуществляться от имени государственного секретаря UKAS  и отвечать обычной практике  аккредитации и пункт 2.8 выше. Доклад о повторной оценке и наблюдении за работой будут направляться Государственному секретарю. Переоценка и наблюдение за работой могут также осуществляться Государственным секретарём. UKAS будет консультировать  итоги ежегодного наблюдения за работой, и проводить четыре ежегодные переоценки и любые другие необходимые мероприятия по мониторингу в промежуточные периоды в целях принятия решения  о необходимости продолжения нотификации. Но окончательное решение принимает  Департамент. Информация, представленная UKAS  в Департамент, будет включать в себя: подтверждающую документацию (например, копию доклада о визите консультанта), обновлённое расписание проведения аккредитации, подробную информацию о выявленных недостатках и любых согласованных мерах по исправлению положения. Департамент может запросить дополнительную информацию о деятельности по оценке и наблюдению, при необходимости.
3 Соответствующие критерии.
Оценка и аккредитация
3.1 Кандидаты обязаны продемонстрировать соответствие требованиям, изложенным в правилах на аккредитацию в одной или нескольких областях, содержащихся в стандартах серии EN 45000 и ISO 17000, которые содержат требования для органов, выдающих сертификаты и осуществляющих  выполнение проверок или проведение испытаний.
3.2 Все заявители в рамках процесса аккредитации должны удовлетворять любые дополнительные требования, изложенные в настоящих руководящих принципах, которые могут меняться время от времени.
3.3 Кандидаты также должны отвечать требованиям, установленным в государстве, в котором они являются нотифицированными для осуществления деятельности по выполнению требований гармонизированных стандартов,  и деятельности, для выполнения которой они хотели бы быть назначены. UKAS проведет оценку заявителя на соответствие требованиям соответствующих гармонизированных стандартов для обеспечения того, чтобы заявитель соответствовал требованиям и имел необходимые знания и потенциал для проведения соответствующей деятельности. Область аккредитации и последующая нотификация будет определяться путем ссылки на стандарты на продукцию и системы, указанные в заявке.
3.4 Во всех случаях будут применяться стандарты аккредитации в соответствии с EA 2/17 (Руководство по горизонтальным требованиям к аккредитации органов по оценке соответствия для целей нотификации[5]).
Важно, что использованию различных стандартов серии EN 45000 и ИСО 17000  для аккредитации на национальном и европейском уровне  нотифицированного органа уделяется отдельное внимание. Стандарты, для выполнения требований  которых аккредитация может осуществляться для целей назначения в соответствии с этими руководящими принципами, могут меняться. Также могут применяться  другие требования к аккредитации в зависимости от результатов работы.
3.5 Все заявители должны иметь возможность продемонстрировать свои профессиональные способности и необходимый уровень понимания правил.
Оценка потенциала
3.6  Для получения статуса нотифицированного органа Европейской Комиссии или расширения области нотификации существующего органа Департамент должен обеспечить, чтобы орган по оценке соответствия  имел необходимые знания конкретного продукта и оценки (сертификация и испытание). Это подтверждается аккредитацией на соответствие стандартам серии EN 45000 и ISO 17000
Стандарты и ссылки на названия гармонизированных европейских стандартов.
3.7  Гармонизированные европейские стандарты на продукцию разрабатываются производятся в соответствии с мандатом от Европейской Комиссии Европейским Комитетом по стандартизации (СEN). Нотификация или назначение возможно только после того, как ссылка на стандарт была опубликована в официальном журнале Европейского союза.
Система качества
3.8 Все заявители должны иметь систему качества, обычно указанную в руководстве по качеству и связанную документально с оперативными процедурами, соответствующих систем обеспечения качества, которые они желают сертифицировать или испытать. Система качества должна обеспечить, выполнение  всех соответствующих требований стандартов EN серии 17000 и 45000 плюс выполнение любых дополнительных требований к обозначению и работе в качестве нотифицированного органа.
Субподряд
3.9  Если заявитель желает привлечь организации на субподряд, то эти органы должны соответствовать требованиям ст. 45 Регламента 305/2011  и они постоянно будут отвечать за обеспечение того, что оценка осуществляется в соответствии с требованиями регламента. Руководство по качеству заявителя должно описывать процедуры, установленные заявителем для обеспечения соблюдения соответствующих требований к субподрядчикам и демонстрировать обеспечение того, чтобы субподрядчик был компетентным для выполнения задач, для которых он привлекается.
3.10 Такая компетенция будет включать, но не ограничиваться, способностью полностью соответствовать требованиям, которые распространяются на самого заявителя в отношении задач, содержащихся в рамках договора субподряда. Заявителю необходимо будет поддерживать документированные процедуры для оценки и мониторинга субподрядчиков и список субподрядчиков и объектов, используемых ими для выполнения работ от имени заявителя. Список  должен быть частью регистра, указанного в следующем пункте.
3.11 Заявителю необходимо документально заключить соглашения с  субподрядчиками. Реестр всех субподрядчиков, которые могут быть использованы заявителем будет необходимо сохранить; Руководство по качеству должно либо содержать регистр или положения от том, где данный регистр должен быть найден. Соглашения и регистр должны быть доступны для контроля в любое разумное время по просьбе Государственного секретаря или другого лица, который может назначаться от имени Государственного секретаря для этой цели.
3.12  Нотифицированный орган будет на все времена  отвечать за обеспечение того, что оценка осуществляется в соответствии с требованиями заявленными в заявке на нотификацию и согласованной технической спецификацией.
Страхование
3.13 Всем заявителям требуется продемонстрировать, что они имеют достаточное страхование ответственности перед обществом и страхование профессиональной ответственности для осуществления той деятельности, которую они хотят выполнять. Доказательства  должны быть представлены UKAS и Департаменту и включены в пакет документов на получение статуса нотифицированного или назначенного органа в качестве приложения. После этого нотифицирующий орган должен сделать это приложение доступным для UKAS в качестве доказательств страхования при проведении каждого ежегодного наблюдения за работой органа, осуществляемого UKAS. Такое покрытие должно распространяться на всю территорию Европейского союза, Европейской экономической зоны, или, если заявитель намерен осуществлять работу  за пределами этих районов, на территории всего мира.
4 Обязанности нотифицирующих  органов
4.1 Обязанность уведомления органа о выполнении задач, связанных с оценкой и проверкой постоянства производительности, которые входят в сферу его нотификации, в соответствии с системами, изложенны в приложении V Регламента для строительной продукции. После того, как нотифицирующий орган провел оценку продукции, он требует необходимую для серийного выпуска  документацию, как это указано в правилах. Она может включать документацию на тип испытания, тип расчета, табличные значения, описание продукта, первоначальный осмотр (осмотры) завода и контроль заводского производства, осмотр (осмотры) заводского производственного контроля, результат аудита или сертификат, подтверждающие, что продукция или система производственного контроля качества  соответствует положениям директивы, которые применяются к нему и оцениваются в ходе проверки.
4.2 Заявителю также будет необходимо иметь задокументированные процедуры, охватывающей все аспекты его работы, связанные с деятельностью на которую он получает нотификацию. В рамках процесса аккредитации будет проведена оценка адекватности внутренней организации и процедур, принятых для обеспечения качества услуг заявителя. В случае наличия спорных вопросов при  толковании стандартов или требований, заявителю может быть отказано в нотификации. В этом случае, заявитель будет обязан иметь процедуры для достижения согласованности, чтобы получить нотификацию. Руководство по применению Европейского соглашения о толковании и применении правил может запрашиваться нотифицирующим органом для достижения согласия по нотификации на  конкретную продукцию или группу продуктов через национальную консультативную зеркальную  группу нотифицированных органов  Великобритании по общим или горизонтальным вопросам.
4.3 Нотифицированному органу будет необходимо сохранить запись о  сертификации, сведения об органе выдавшем сертификат и кому и как он был выдан. Записи должны быть предоставлены по запросу Государственному секретарю или другому лицу по разрешению Государственного секретаря.
4.4 Нотифицированный орган должен информировать Государственного секретаря и UKAS незамедлительно о любых изменениях внутри себя, которые, в любом случае, влияют на его способность выполнять свои обязанности в области нотификации. Это положение включает любые изменения статуса, местоположения, ключевого персонала, технической компетентности, и т.д.
5 Неправильное использование сертификатов
5.1 Руководство по качеству должно отвечать государственной политике и процедурам  контроля за использованием выданных сертификатов уполномоченным органом. Ошибочные ссылки на систему сертификации или вводящая в заблуждение информация в рекламе, каталогах и т.д., будут являться основанием для решения уполномоченного органа о мерах по исправлению положения, и, при необходимости, применения соответствующих юридических действий.
5.2  Нотифицированный орган должен  иметь задокументированные процедуры для управления и использования его идентификационного номера,  руководящие принципы действий в случаях неправильного использования. Процедуры должны содержащихся (или на них должна быть ссылка) в руководстве по качеству.
6 Использование символов UKAS
6.1 Нотифицированные органы могут сделать ссылку на аккредитацию в UKAS или ссылку на соответствующие национальные символы аккредитации и сертификаты, выданные, аккредитующим органом.
6.2 Символы аккредитации в сертификатах должны соответствовать требованиям соответствующего стандарта, по которому проводилась аккредитация (например, EN 45011, ISO/IEC 17021 и т.д.),  и любым другим требованиям, установленным UKAS.
7 Соглашения о взаимном признании
7.1 Заявитель должен иметь в виду, что Европейский союз стремится достичь взаимного признания соглашений с основными торговыми партнерами. В рамках этих соглашений, нотифицированные органы могут отвечать критериям для выполнения оценок, как это предусмотрено законодательством третьей страны и, аналогично, тех торговых партнеров продукцию которых они будут оценивать в качестве третье стороны для выполнения требований Регламента для строительной продукции.
Если организация-заявитель желает рассматриваться как претендент для осуществления оценки согласно Соглашениям о взаимном признании, она должна проинформировать Департамент.
8 Контактные пункты
Отдел строительных норм и стандартов
Кафедра для общин и местных органов власти
Bressenden, Лондон SW1E 5DU Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Служба аккредитации Соединенного Королевства
21 - 47-Хай-стрит, Feltham TW13 4UN 020 8917 8400 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
9 Источники соответствующих документов:
Регламент для строительной продукции
http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2011:088:0005:0043:EN:PDF.
Директива строительной продукции, (отменена с 1 июля 2013 года): http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:31989L0106:EN:HTML.
Европейская Комиссия, Руководящие  документы по осуществлению Директивы: http://ec.europa.eu/enterprise/sectors/construction/documents/guidance- en.html
Регулирование строительного сектора в Великробритании (отменены в 2013): http://www.legislation.gov.uk/uksi/1991/1620/contents/made.
Информация о стандартах EN 17000 и EN 45000 и гармонизированных стандартах на продукцию: http://www.bsi.group.com.
________________________________________
[1] Хотя  не все положения Руководящих принципов транспонируются в законодательство Великобритании, когда они вступает в силу в полном объеме в июле 2013, регулирование строительной продукции будет происходить согласно принципам, изложенным в документе, а законодательный акт от 1991 года (SI 1620), регулирующий строительную деятельность до этого будет отменен.
[2] Информационная системы для нотифицированных органов согласно принципам Нового подхода http://EC.Europa.eu/Enterprise/newapproach/Nando/index.cfm
[3] Статьи 19-26 постановления.
[4] См. статьи 29 и 30 и приложение IV постановления.
[5] Доступно на сайте EA на www.European-Accreditation.org/N1/doc/EA-2 17. pdf

Список нотифицирующих органов ЕС под Регламент для строительной продукции 305/2011/ЕС

Страна

Орган по нотификации

Тип Компании

название

перевод

Австрия

Bundesministerium für Wissenschaft, Forschung und Wirtschaft - Abteilung I/11

 

Федеральное Министерство науки, исследований и экономики, отдел I/11

Государственная

Бельгия

Federal Public Services Economy - Quality and Innovation Division

 

Федеральная общественная служба по вопросам экономики, качества и инновационных разработок

Государственная

Болгария 

Ministry of Regional Development and Public Works

Министерство регионального развития и общественных работ

Государственная

Хорватия  

Ministry of Construction and Physical Planning

Министерство строительства и физического планирования

Государственная

Кипр  

Ministry of Interior

Министерство внутренних дел

Государственная

Чехия  

 

Czech Office for Standards, Metrology and Testing

Служба по стандартизации, метрологии и испытания

Государственная

Ministry of Industry and Trade - Mining and Construction Department

Министерство промышленности и торговли, департамент горной добычи и строительства

Государственная

Дания  

 

DANAK / The Danish Accreditation and Metrology Fund

Фонд по аккредитации и метрологии

Частный фонд, основанный промышленностью. Работы по аккредитации проводит по договору с Danish Safety Technology Authority – органом власти, отвечающим за безопасность технологий в Дании.

Trafik- og Byggestyrelsen / Danish Transport and Construction Agency

Агентство по транспорту и строительству

Государственная

Эстония  

Technical Regulatory Authority

Служба  по техническому регулированию

Государственная

Финляндия  

Ministry of the Environment - Department of the Built Environment/Construction

Министерство по вопросам окружающей среды, департамент построения окружающей среды/строительство

Государственная

Франция 

 

 

Direction Générale de l'Aménagement, du Logement et de la Nature

Генеральная дирекция по планированию, жилью и природе

Государственная

Direction Générale de l'Urbanisme, de l'Habitat et de la Construction

Генеральная дирекция по градостроительству и жилищному строительству

Государственная

Direction générale des infrastructures, des transports et de la mer

Генеральная дирекция по объектам инфраструктуры, транспорту и морю

Государственная

Délégation à la sécurité et à la circulation routières

Служба безопасности и дорожного движения

Государственная

Германия  

Deutsches Institut für Bautechnik (DIBt)

Институт строительства

Государственная

Греция  

Ministry of Economy and Development, General Secretariat for Industry - Quality Policy Directorate

Министерство экономического развития, генеральный секретариат по вопросам промышленности, отдел по политике качества 

Государственная

Венгрия  

Government Office of the Capital City Budapest

Аппарат Правительства столицы – города Будапешта

Государственная

Ирландия  

Department of Environment, Community & Local Government

Департамент окружающей среды, управления по делам общин и местных органов власти

Государственная

Италия  

Ministero dello Sviluppo Economico - Direzione Generale per il Mercato, la Concorrenza, il Consumatore, la Vigilanza e la Normativa Tecnica

Министерство экономического Развития – отдел по делам  рынка, конкуренции, потребителей,  надзора и технического нормирования

Государственная

Латвия  

Ministry of Economics, Internal Market Department

Министерство экономики, отдел внутреннего рынка

 

Государственная

Лихтенштейн

Amt für Volkswirtschaft

Отдел народного хозяйства

Государственная

Литва  

Ministry of Economy, EU Affairs Department

Министерство экономики, отдел по делам ЕС

Государственная

Люксембург

OLAS - Office Luxembourgeois d’Accréditation et de Surveillance

Служба по аккредитации и надзору Люксембурга

Государственная

Мальта

Malta Competition and Consumer Affairs Authority - Technical Regulations Division

Служба по конкуренции и проблемам потребителей, отдел технического регулирования

Государственная

Нидерланды

Dutch Accreditation Council

Совет по аккредитации Нидерландов

Независимое правительственное агентство

Ministry of the Interior and Kingdom Relations - Directorate Housing, Building and Integration Office - Cluster Bouwkwaliteit

Министерство по внутренним делам Королевства, директорат строительства зданий, промышленного строительства и интеграционных процессов, отдел качества строительства

Государственная

Норвегия  

Norwegian Building Authority

Служба по строительству

Государственная

Польша

 

Ministry for Economic Development - Department for the Economic Regulations Improvement

Министерство экономического развития, департамент улучшения экономического регулирования

Государственная

Ministry of Infrastructure and Construction

Министерство  по вопросам развития инфраструктуры и строительства

Государственная

Португалия

Instituto Português da Qualidade (IPQ)

Институт качества

Государственная

Румыния  

Ministry of Regional Development and Public Administration

Министерство регионального развития и общественного администрирования

Государственная

Словакия  

Ministry of Transport, Construction and Regional Development of the Slovak Republic

Министерство транспорта, строительства и регионального развития Республики Словакия

Государственная

Словения  

Ministry of the Economy

Министерство экономики

Государственная

Испания

Subdirección General de Calidad y Seguridad Industrial / Ministerio de Energía, Turismo y Agenda Digital

Главное управление по Качеству и Безопасности в промышленности / Министерство энергетики, туризма и информационных технологий

Государственная

Швеция  

SWEDAC - Swedish Board for Accreditation and Conformity Assessment

Совет по аккредитации и оценке соответствия

 

 

Частная, действует по договору с государством

Швейцария

State Secretariat for Economic Affairs (SECO) - Federal Department of Economic Affairs FDEA

Государственный секретариат по делам экономики (SECO), департамент по экономическим вопросам (FDEA)

Государственная

Турция

Ministry of Economy – DG Product Safety and Inspection

Министерство экономики, генеральный директорат по обеспечению безопасности продукции и проверкам.

Государственная

Великобритания  

Department for Communities and Local Government

Департамент общин и местных органов власти

Государственная